Обзор Gran Turismo 5

3 февраля 2011 в Обзоры PS3 игр

Игра, стававшая образом жизни.

Кажется, уже очень давно в маленькой стране Японии только начали зарождаться передовые электронные технологии. Кто мог подумать, что страна, закрытая для всего мира до начала XX века, станет лидером в передовых информационных отраслях (хотя сейчас Япония, кажется, передовая во всём), всего за каких-то восемьдесят лет? Никто. И потому в семидесятыхгодах XX века тогда ещё маленький мальчик по имени Казунори Ямаучи мечтал стать космонавтом. Но судьба сложилась так, что Казунори полюбил и машины. Как говорят про таких людей: «Таких не берут в космонавты». Но благодаря его любви к автомобилям, к гонкам, к играм, на свет появилась игровая серия Gran Turismo. Она подстегнула продажи реальных автомобилей, открыла для Америки японский рынок авто, а для Японии – американский. А всё, что делал Казунори – делился с людьми своей любовью, любовью к автомобилям.

Вся наша жизнь – игра.

Сегодня Казунори Ямаучи большой человек в автоспорте, да и в автопроме вообще. Его студия разработала для Nissan бортовой компьютер, к Казунори обращаются автогиганты во время мировых автосалонов (для постройки красочного стенда), а сам Ямаучи является профессиональным гонщиком. Но всё это – его вторая жизнь. А первая – серия Gran Turismo.

Главное, что вы должны знать о GT – так игры перестали делать. За то время, пока разрабатывалась GT5, успели выйти: 6 игр серии Need For Speed, 3 игры серии Forza Motorsport, 2 части Dirt. И это только гоночные серии. Успела выйти, потерпеть крах и подъём сама PS3. В наши дни столько времени посвятить игре могут разве что Valve, Хидео Кодзима и Remedy.

А всё заключается в деталях. От баланса физики до горящего индикатора включённого ближнего света. А ещё есть одна маленькая штука, меняющая всё подряд, ставящая игру с ног на голову – авторы приучают тебя любить машины. За времяпровождением во многих игровых сериях типа NFS, Burnout, Flatout и им подобным игроки стали относиться к виртуальным авто как к оружию, тарану.

Но в реальной-то жизни каждый автовладелец  просто души не чает в своей “ласточке”. Так вот, Казунори, введя ограничение на повреждения (необходим 20 уровень карьеры гонщика), рассказывает, чем знаменита трасса Нюрбургринг, что интересного в гонках NASCAR, чем привлекают людей 24-х часовые заезды Le-Mans – всё это работает на то, чтобы после получения 10 уровня даже те авто, которые ты не покупал, начинаешь беречь. Тебе совсем не хочется разбивать свой автомобиль, а хочется, чтобы он доехал до финиша целый и невредимый. Любовь к авто – в GT5 на первом месте. И от этого хочется кричать на весь мир: «Я автовладелец!».

Миллион, миллион, алых грёз…

Конечно, все мы собрались здесь не расхваливать игру, а увидеть объективную оценку. И GT5 есть за что ругать.

Как и сообщалось ранее, в игре есть 1000 автомобилей, но с одной оговоркой – только 227 автомобилей подробно прорисованы, звуки мотора у них разные, да и внешне они выглядят очень прилично. Всё остальное, а именно 800 автомобилей, перенесены из GT4 и PSP-версии GT. И перенесены – это мягко сказано, всё гораздо хуже.

В самой технологичной гонке 800 автомобилей выглядят так же, как и на Play Station 2. Хотя в гонке этого не заметно (сказывается динамика и напряжение), но когда тебе выдают такие авто в качестве приза – сердце содрогается от увиденного. А ведь в карьере некоторые гонки нужно проходить на определённых видах автомобилей. Премиум-авто стоят дорого, а стандартные просто страшно открывать (в 2011 году так делать нельзя), приходится переключать в вид от бампера, а от этого крутиться.

Но есть и обратная сторона. Те 227 авто, относящиеся к категории «премиум», прорисованы до мельчайшего болтика, выглядят просто идеально, звучат лучше, чем в жизни, да и вообще – это лучшие авто, которые когда-либо были за всю историю видеоигр. Но неприятный осадок от некрасивых машин, регулярно встречающихся на треке, всё же остался.

Зато физика… Как мы все помним, несколько годами ранее вышла GT5: Prologue. Тогда многие ругали игру за очень странную физику и отсутствие системы повреждений. Так вот – первую перебрали настолько, что конечный продукт под названием GT5, можно смело отметить, никаким боком не относится к игре Gran Turismo 5: Prologue.

Физику каждого автомобиля чувствуешь на себе. Посредством графики, очень чуткого и отзывчивого управления, посредством вибрации. Вождение автомобиля настолько приближенно к реальному, что такой мелочи, как экран, просто не замечаешь. Ты в игре. И это ещё один повод поставить Казунори Ямаучи памятник. Так ощущать автомобиль можно было лишь в дорогущих симуляторах, на которых тренируются профессиональные гонщики. Теперь каждый может почувствовать себя водителем дорогущего Merсedess SLS AMG, побывать в шкуре пилота раллийного авто, да или просто прокатиться по треку Top Gear на хиппи-вагончике.

Чу! Я слышу звук!

Отмечая громадное внимание к деталям, особо хочется выделить звук. И он прекрасен. Начиная с саундтрека, который состоит из мягких электронных и рок-композиций, до скрипа покрышек на повороте “шпилька”. Если вы играете на АКП, то пропускаете один важный момент. А именно – используя МКП, звук слышится настолько, что данные тахометра не так уж и нужны. По звуку можно легко определить, когда нужно переключить передачу. По звуку можно определить, что шины начинают уходить с трассы раньше, чем это произойдёт на экране. По звуку можно определить предел мощности твоего соперника, рассчитать оптимальную траекторию и перегнать его. Каждое действие автомобиля озвучено, все авто звучат по-разному, а главной фишкой является ещё большее отождествление себя с пилотом реального болида.

На форумах часто можно услышать критику, мол, при ударах в кабине слышится только “бум”. Не верьте неграмотным людям. Системы звукоизоляции и законы физики (о распространении звука и преградах) соблюдены Polyphony Digital с предельной дотошностью. При настоящей аварии и слышится глухой удар, при этом заслуга Polyphony Digital в том, что звук различен при столкновении на разной скорости с разными объектами. Одним словом – не игра, а звуковой наркотик. Слушать звуки авто в других играх после GT5 просто не возникает желания.

Ясновидящий и вкуснопахнущий.

В графическом плане новая игра от Polyphony Digital переплёвывает всех. Это действительно самая красивая гонка. Ну а пиксельные тени – лишь один недостаток. Видно, что студия, закрывшись на долгое время в Японии, всё таки оставила всех с носом, снова впереди планеты всей. Хотя сейчас говорить про графику не принято, для оценки вам предоставлены скриншоты.

Ну, а на вкусненькое – онлайн. И он не совсем вкусный. Всё же отдаление от мира не всем аспектам игры пошло на пользу. Пострадал онлайн. Да, всё вроде есть, но после Autolog (см. NFS: HP 2010) онлайн-режим в GT5 скучен, как может быть скучно ковырять ботинком грязь.

Finita la comedia!

Конечно, у игры есть ещё куча плюсов. Есть своё телевиденье GT TV, где есть платные выпуски собственных программ, есть синхронизация времени и погоды с реальными трассами, есть куча гоночных лицензий. Да, чёрт возьми, есть детально смоделированный трек Top Gear! И всё для того, что бы вы сказали: “Я автомобилист”!

Любовь Polyphony Digital к деталям, к автомобилям передаётся игроку на каком-то космическом уровне, который ранее не был доступен простым смертным. Придираться к игре можно много, но этого делать совершенно не хочется. Хочется сесть за руль раритетного ”Мерседеса”, промчаться кружок по Нюрбургринг, полюбоваться сменой времени суток, настоящей, тёмной ночью. Чего и вам советую.

P.S. Мне было очень сложно вывести оценку. С одной стороны – отличная игра, но с другой, слишком много погрешностей. Так вышло, что мы ставим 10 баллов вылизанным до блеска играм. В некоторых моментах GT5 шероховата как наждачка. Влепить бы ей 9.5 за все эти шероховатости! Но странная вещь – рука не поднимается. Совершенно не хочется обращать внимание на все минусы в настолько проработанной, огромной и интересной игре. Потому и не буду занижать!

Вердикт: лучшая гонка за прошедшие 10 лет. Самая технологичная игра про машины. И та из немногих игр, которые вызывают настоящие эмоции, помимо базовых (весело, круто, забавно). По настоящему интеллигентная игра, доступная всем.

Оценка: 10/10.

Автор:  Александр Ванер (aka lastalex)

Последние новости