Обзор Gran Turismo 5
3 февраля 2011 в Обзоры PS3 игр
Игра, стававшая образом жизни.
Кажется, уже очень давно в маленькой стране Японии только начали зарождаться передовые электронные технологии. Кто мог подумать, что страна, закрытая для всего мира до начала XX века, станет лидером в передовых информационных отраслях (хотя сейчас Япония, кажется, передовая во всём), всего за каких-то восемьдесят лет? Никто. И потому в семидесятыхгодах XX века тогда ещё маленький мальчик по имени Казунори Ямаучи мечтал стать космонавтом. Но судьба сложилась так, что Казунори полюбил и машины. Как говорят про таких людей: «Таких не берут в космонавты». Но благодаря его любви к автомобилям, к гонкам, к играм, на свет появилась игровая серия Gran Turismo. Она подстегнула продажи реальных автомобилей, открыла для Америки японский рынок авто, а для Японии – американский. А всё, что делал Казунори – делился с людьми своей любовью, любовью к автомобилям.
Вся наша жизнь – игра.
Сегодня Казунори Ямаучи большой человек в автоспорте, да и в автопроме вообще. Его студия разработала для Nissan бортовой компьютер, к Казунори обращаются автогиганты во время мировых автосалонов (для постройки красочного стенда), а сам Ямаучи является профессиональным гонщиком. Но всё это – его вторая жизнь. А первая – серия Gran Turismo.
Главное, что вы должны знать о GT – так игры перестали делать. За то время, пока разрабатывалась GT5, успели выйти: 6 игр серии Need For Speed, 3 игры серии Forza Motorsport, 2 части Dirt. И это только гоночные серии. Успела выйти, потерпеть крах и подъём сама PS3. В наши дни столько времени посвятить игре могут разве что Valve, Хидео Кодзима и Remedy.
А всё заключается в деталях. От баланса физики до горящего индикатора включённого ближнего света. А ещё есть одна маленькая штука, меняющая всё подряд, ставящая игру с ног на голову – авторы приучают тебя любить машины. За времяпровождением во многих игровых сериях типа NFS, Burnout, Flatout и им подобным игроки стали относиться к виртуальным авто как к оружию, тарану.
Но в реальной-то жизни каждый автовладелец просто души не чает в своей “ласточке”. Так вот, Казунори, введя ограничение на повреждения (необходим 20 уровень карьеры гонщика), рассказывает, чем знаменита трасса Нюрбургринг, что интересного в гонках NASCAR, чем привлекают людей 24-х часовые заезды Le-Mans – всё это работает на то, чтобы после получения 10 уровня даже те авто, которые ты не покупал, начинаешь беречь. Тебе совсем не хочется разбивать свой автомобиль, а хочется, чтобы он доехал до финиша целый и невредимый. Любовь к авто – в GT5 на первом месте. И от этого хочется кричать на весь мир: «Я автовладелец!».
Миллион, миллион, алых грёз…
Конечно, все мы собрались здесь не расхваливать игру, а увидеть объективную оценку. И GT5 есть за что ругать.
Как и сообщалось ранее, в игре есть 1000 автомобилей, но с одной оговоркой – только 227 автомобилей подробно прорисованы, звуки мотора у них разные, да и внешне они выглядят очень прилично. Всё остальное, а именно 800 автомобилей, перенесены из GT4 и PSP-версии GT. И перенесены – это мягко сказано, всё гораздо хуже.
В самой технологичной гонке 800 автомобилей выглядят так же, как и на Play Station 2. Хотя в гонке этого не заметно (сказывается динамика и напряжение), но когда тебе выдают такие авто в качестве приза – сердце содрогается от увиденного. А ведь в карьере некоторые гонки нужно проходить на определённых видах автомобилей. Премиум-авто стоят дорого, а стандартные просто страшно открывать (в 2011 году так делать нельзя), приходится переключать в вид от бампера, а от этого крутиться.
Но есть и обратная сторона. Те 227 авто, относящиеся к категории «премиум», прорисованы до мельчайшего болтика, выглядят просто идеально, звучат лучше, чем в жизни, да и вообще – это лучшие авто, которые когда-либо были за всю историю видеоигр. Но неприятный осадок от некрасивых машин, регулярно встречающихся на треке, всё же остался.
Зато физика… Как мы все помним, несколько годами ранее вышла GT5: Prologue. Тогда многие ругали игру за очень странную физику и отсутствие системы повреждений. Так вот – первую перебрали настолько, что конечный продукт под названием GT5, можно смело отметить, никаким боком не относится к игре Gran Turismo 5: Prologue.
Физику каждого автомобиля чувствуешь на себе. Посредством графики, очень чуткого и отзывчивого управления, посредством вибрации. Вождение автомобиля настолько приближенно к реальному, что такой мелочи, как экран, просто не замечаешь. Ты в игре. И это ещё один повод поставить Казунори Ямаучи памятник. Так ощущать автомобиль можно было лишь в дорогущих симуляторах, на которых тренируются профессиональные гонщики. Теперь каждый может почувствовать себя водителем дорогущего Merсedess SLS AMG, побывать в шкуре пилота раллийного авто, да или просто прокатиться по треку Top Gear на хиппи-вагончике.
Чу! Я слышу звук!
Отмечая громадное внимание к деталям, особо хочется выделить звук. И он прекрасен. Начиная с саундтрека, который состоит из мягких электронных и рок-композиций, до скрипа покрышек на повороте “шпилька”. Если вы играете на АКП, то пропускаете один важный момент. А именно – используя МКП, звук слышится настолько, что данные тахометра не так уж и нужны. По звуку можно легко определить, когда нужно переключить передачу. По звуку можно определить, что шины начинают уходить с трассы раньше, чем это произойдёт на экране. По звуку можно определить предел мощности твоего соперника, рассчитать оптимальную траекторию и перегнать его. Каждое действие автомобиля озвучено, все авто звучат по-разному, а главной фишкой является ещё большее отождествление себя с пилотом реального болида.
На форумах часто можно услышать критику, мол, при ударах в кабине слышится только “бум”. Не верьте неграмотным людям. Системы звукоизоляции и законы физики (о распространении звука и преградах) соблюдены Polyphony Digital с предельной дотошностью. При настоящей аварии и слышится глухой удар, при этом заслуга Polyphony Digital в том, что звук различен при столкновении на разной скорости с разными объектами. Одним словом – не игра, а звуковой наркотик. Слушать звуки авто в других играх после GT5 просто не возникает желания.
Ясновидящий и вкуснопахнущий.
В графическом плане новая игра от Polyphony Digital переплёвывает всех. Это действительно самая красивая гонка. Ну а пиксельные тени – лишь один недостаток. Видно, что студия, закрывшись на долгое время в Японии, всё таки оставила всех с носом, снова впереди планеты всей. Хотя сейчас говорить про графику не принято, для оценки вам предоставлены скриншоты.
Ну, а на вкусненькое – онлайн. И он не совсем вкусный. Всё же отдаление от мира не всем аспектам игры пошло на пользу. Пострадал онлайн. Да, всё вроде есть, но после Autolog (см. NFS: HP 2010) онлайн-режим в GT5 скучен, как может быть скучно ковырять ботинком грязь.
Finita la comedia!
Конечно, у игры есть ещё куча плюсов. Есть своё телевиденье GT TV, где есть платные выпуски собственных программ, есть синхронизация времени и погоды с реальными трассами, есть куча гоночных лицензий. Да, чёрт возьми, есть детально смоделированный трек Top Gear! И всё для того, что бы вы сказали: “Я автомобилист”!
Любовь Polyphony Digital к деталям, к автомобилям передаётся игроку на каком-то космическом уровне, который ранее не был доступен простым смертным. Придираться к игре можно много, но этого делать совершенно не хочется. Хочется сесть за руль раритетного ”Мерседеса”, промчаться кружок по Нюрбургринг, полюбоваться сменой времени суток, настоящей, тёмной ночью. Чего и вам советую.
P.S. Мне было очень сложно вывести оценку. С одной стороны – отличная игра, но с другой, слишком много погрешностей. Так вышло, что мы ставим 10 баллов вылизанным до блеска играм. В некоторых моментах GT5 шероховата как наждачка. Влепить бы ей 9.5 за все эти шероховатости! Но странная вещь – рука не поднимается. Совершенно не хочется обращать внимание на все минусы в настолько проработанной, огромной и интересной игре. Потому и не буду занижать!
Вердикт: лучшая гонка за прошедшие 10 лет. Самая технологичная игра про машины. И та из немногих игр, которые вызывают настоящие эмоции, помимо базовых (весело, круто, забавно). По настоящему интеллигентная игра, доступная всем.
Оценка: 10/10.
Автор: Александр Ванер (aka lastalex)
(Комментариев 155): 03.02.2011 в 07:12 |
Я бы 10 не поставил.
Если физика меня в принципе устраивает в игре такого уровня (хотя вот на ПК там действительно хардкорные автосимуляторы, поиграйте хотя бы в игры от SimBin, а лучше сразу в iRacing), то некоторые моменты просто напрягают, из-за чего фана маловато.
Звук в игре не дико суперский, хотя на безрыбье такое действительно кажется “вау!”.
Эффекты force feedback простоваты, даже на топовых рулях.
Карьера невразумительная и несбалансированная – гораздо быстрее прокачиваешься в особых заездах и сезонных ивентах, а в А-спек и лицензии считай что играешь уже для галочки, потому как ни денег почти не дают, ни опыта. Но при этом игра своими трофеями настаивает, чтобы мы купили 1000 машин. Можно конечно купить 1000 картов, денег всего-ничего уйдет, но это не дело. А вот чтобы купить все машины по одной, это сложно – без учета призовых все машины в игре стоят почти 500 лямов. И где столько денег взять? На сотни раз перепроходить одни и те же гонки? Да, это же GT – сплошной гриндинг. К тому же попробуй не упустить нужную тебе машинку в магазине подержанных машин – сейчас она есть в списке, а через несколько гонок пропадет из списка и фиг знает когда теперь появится; и чем дальше, тем сложнее покупать оставшиеся машины.
Машины…про деление на премиум/стандарт уже сказано было…но и ассортимент “радует” – по 50 скайлайнов, мазд rx-7/8 и т.п. Из 1000 машин около 700-750 японских.
Гонки на выносливость это отдельная тема – ладно там 4х-часовые гонки можно еще пройти за пару-тройку дней, ставя игру на паузу каждые час-полтора…но что делать с 9ти-часовыми и 24-часовыми гонками. Даже банального сохранения посреди заезда нет…так и будешь одну гонку неделю проходить, а под конец гонки свет в доме вырубят. Ладно бы там по разу эти гонки надо было проходить, но с текущей системой опыта и уровней так не пойдет – по несколько раз придется проходить тот же 24ч Ле-Ман.
Тюнинг – проводишь легкий тюнинг и первое место в гонках А-спек тебе уже обеспечено через полкруга, а то и раньше. И где гоночная борьба и накал страстей? А если не хочешь тюнинговать машину, тогда вот тебе поле для экспериментов – вот тебе список соперников по моделям и мощности, а ты поди подбирай себе машину под гонку сам, чтобы и не лузером быть, и чтобы гонку выиграть лишь в последнем повороте, а не в первом. Что, не хочется самого себя озадачивать? А вот другого не дано.
Социальные фишки – да, друзья это конечно круто, вот только расшаривание шести машин из гаража и Б-спек-гонщиков пока ничего в игре не дает ни тебе, ни друзьям. Дарить машины можно друзьям, но только по одной в сутки…всего. Вася, вот тебе подарок. Коля, а ты до завтра жди подарка, сегодня Васина очередь. А ты, Миша, подходи через неделю.
Еще тормозная навигация по интерфейсу, да и сам интерфейс не продуман толком.
Вот так одно за другое цепляется и выражается в куче неоправданных ожиданий.
Меня игра удерживает тем, что я хочу Платину, а для этого надо получить в игре много чего, и самое сложное из этого – получение золота во всех Особых заездах и Лицензиях – вот это вызов так вызов! А зарабатывание 40 лвл и кучи бабок не доставляет радости.
Это так, вкратце ))
(Комментариев 1 295): 03.02.2011 в 16:00 |
Всё правильно, но слишком категорично. В том же SimBin, ты боролся с машиной, но вот чтоб получить удовольствие от вождения… тут на любителя. GT5 более мягкая и лаконичная игра.
При том, за все ощущения, которые складываются от игры и ставится оценка. Весь эффект гонки не только в реалистичной физике.
Ну и про звук – советую установить систему 5.1 или хорошие стерео-наушники.
(Комментариев 155): 04.02.2011 в 15:34 |
звук видали и пореалистичнее. и с акустикой у меня проблем нет, не надо додумывать обратное.
и в хардкор-симуляторах ты борешься лишь с теми машинами, до которых еще не до рос ни морально, ни по скиллу, а с остальными находишь гармонию и гоняешь в удовольствие. нефиг лезть сразу в корветы и кёнингсеги, для начала пойдут и жиллет вертиго с кузовами wtcc-класса. а в iracing так вообще дадут поначалу свиду “тазики”, но тоже ой какие хитрые
да, вести машину в хардкор-симах на пределе гораздо напряжнее, чем в GT5, и это постепенно достает, потому я играю и не только в хардкор-симы, а также и в полусимы-полуаркады, там для меня на первое место встаёт кол-во фана, и неважно, насколько реалистична будет игра и красива графика
в GT для меня почти нет духа автоспорта, такое чувство, что просто участвую в track days для любителей. Тайм-триалы да, дают прикурить, но боты…нее…и
неадекватные онлайнщики туда же
вот в Шифте и Гриде чувствовался дух автоспорта, кол-во гоночной борьбы зашкаливало, и карьера была толково продумана (в Гриде, а вот в Шифте чуток шляпа)
согласен, сложно оценивать игру, когда пытаешься это делать с оглядкой на другие игры жанра, преимущественно более хардкорные в чем-то, а другие, наоборот, в чем-то более отвязные.
в целом, к GT5 у меня такого рода претензии – малое кол-во состязаний в А-спек, коих недостаточно для плавного наращивания скилла вождения и скупки всех машин в игре; ну и почти полное отсутствие ограничений к машинам на гонку; да, и сохраняться посреди длинных гонок нельзя
(Комментариев 1 295): 04.02.2011 в 18:05 |
Ну не нравится тебе карьера GT5 – не играй! Я тебя переубеждать не буду. Только это единственный автосим, в который интересно играть (комплексно). Это единственная гонка, в которой внимание уделено не только физике и разрушениям, но и автомобилям. Если собрать описание каждого авто, то получится толмут в тысячи 2 страниц. В GT можно машинами любоваться, получать удовольствие в спокойных заездах, трястись за золото в напряжённой борьбе – всего этого сразу и в одной игре не было. До GT5.
(Комментариев 155): 05.02.2011 в 06:51 |
ты прав – шарм у игры есть, потому и играю. я ж не говорю, что игра в корне неправильная.
а любование машинами и простые покатушки на десятки-сотни километров хорошы были привиты игрокам также и в TDU, и хоть это и не симулятор, игра была славная и интересная
(Комментариев 569): 03.02.2011 в 09:37 |
SKID, вопрос на засыпку: А что даст тебе эта платина!? В чем смысл? О_о Типа кто-то посмотрит профиль в PSN, увидит платину и скажет: “ВАУ, респект те мужик!”? Там по моему даже не видно за какую игру эта платина просто кол-во медалек перечислено…
(Комментариев 155): 03.02.2011 в 14:41 |
да мне не столько трофей нужен, сколько просто хочется выпотрошить игру на все 100 ))
может в итоге и плюну на покупку 1000 машин и 40 лвл в А-спек, но вот на золото пройти ивенты вполне реально
(Комментариев 70): 03.02.2011 в 10:59 |
SKID, конечно в чем-то прав по поводу что есть в игре не доработки, получить платину возможно только при наличии специального руля для этой игры, но не каждый может его приобрести, на джойстике можно гонять но в особых заездах что бы пройти на золото это сложно …..
(Комментариев 155): 03.02.2011 в 14:46 |
на руле тоже сложности при игре, порой на геймпаде проще, т.к. игра начинает прощать многое при этом
некоторые и на геймпаде вытворяют такое, что и на руле оч.сложно сделать. но одно делать ехать быстрее, а другое – аутентичнее.
когда мне хочется почувствовать себя в реальной машине и прочувствовать ее поведение, контролировать ее на пределе моих возможностей, то я играю на руле. а на простеньких скучных машинках можно и на геймпаде поиграть
(Комментариев 1 295): 03.02.2011 в 16:02 |
roman393
Во первых – на геймпаде игра проходима. Для этого сидели бэта-тестеры и делали своё дело.
А во вторых – в симуляторе играть, желательно, только на руле!
(Комментариев 70): 04.02.2011 в 14:31 |
Я согласен что для симулятора нужен руль, но купить его могут не все, а игру берут многие…
(Комментариев 539): 03.02.2011 в 11:01 |
Спасибо за обзор с удовольствием прочитал !
(Комментариев 789): 03.02.2011 в 21:35 |
Игра по графике сильно от пролога отличается?
(Комментариев 1 295): 03.02.2011 в 21:48 |
Очень. В лучшую сторону!
(Комментариев 789): 05.02.2011 в 21:29 |
Спасибо!
(Комментариев 631): 04.02.2011 в 14:23 |
Спасибо за обзор.
(Комментариев 9): 04.02.2011 в 19:24 |
“отя в гонке этого не заметно (сказывается динамика и напряжение), но когда тебе выдают такие авто в качестве приза – сердце содрогается от увиденного. А ведь в карьере некоторые гонки нужно проходить на определённых видах автомобилей. Премиум-авто стоят дорого, а стандартные просто страшно открывать”
после такого можно не читать.
игра видимо шла на 14 элт-телевизоре, да и-то, со слов знакомого.
у не элитных авто – повреждения не полноценные, а выглядят они хорошо.
премиум авто – бывают и копеечные. на цене никак не сказывается – премиум это или нет.
что тут еще добавить – обзор был просто написан – рассказ какой-то получился. к игре отношения не имеет абсолютно.
кто играл более получаса в игру – поймет.
и это еще на главную вывесили, а вроде бы нормальный сайт, был.
(Комментариев 1 295): 04.02.2011 в 20:00 |
Раз ты такой грамотный, напиши лучше)))
И special for you – был у меня дома, знаешь какой телевизор? Али открылись экстрасенсорные способности? Тогда мы тебя в жёлтый дом сдадим, ну так, для профилактики)))
(Комментариев 155): 05.02.2011 в 06:53 |
@lastalex, ну ты же осмелился высказаться, что у меня, мол, плохая акустика, хотя дома тоже у меня не был ))))) пусть и Jerebec про твой телек выскажется )))
(Комментариев 1 295): 05.02.2011 в 12:42 |
мну не говорил что плохая. Мну предположил (посоветовал) поставить 5.1 или стерео наушники. А энто разница)))
(Комментариев 482): 05.02.2011 в 23:41 |
и опять шикарный обзор!
(Комментариев 414): 06.02.2011 в 21:08 |
я на руле гоняю купил за 2 500 новый без проблем вчера 90 кругов намотал по за вчера 60 очень классно.но 24 часа ле мана как проходить пока не знаю,рекорд 9 часов ездил в гт4!!!!!!!!!!!
(Комментариев 2): 07.02.2011 в 23:17 |
Графика в игре на 4 с минусом. Вроде все красиво, гладенько, но когда едешь по городу, нет ощущения что едешь на машине по улицам. Вроде бы и пропорции соблюдены, но создается мерзкое ощущение, что едешь по каменной кишке. Этим грешили NFS underground. Открытые пространства получше, но все-таки уступают shift. А какая уродливая реализация открытой воды! Аж жуть берет. Кстати, в обзоре есть скрин с водой, таже на скриншоте видно, как бездарно приляпан полигон с волнами, а в игре – так вообще труба. Все просто восхищаются графой, поэтому меня вдвойне шокировала реальность. Современные игры не должны так лажать. Посмотрите последний NFS hot pursuit. Да, аркада от и до, но как реализован окружающий мир!
Мой руль G27 не настраивается, а это не поделка от Genious, чтобы тупо не включть в список рулей. Поэтому заднй ход у меня на кнопке треугольника, а создатели игры, видимо, – жадные твари, если ради пиара trustmaster-а, не разрешают настраивать другие рули. Любители машин блин. Скорее любители бабок и плюющие на покупателей.
Музыка… на любителя, в целом много вещей прикольных есть, но 80% никак не для гонок. Ну это ладно, на вкус и цвет как говорится.
В плане реалистичности управления, shift впечатлил меня куда больше. Не говоря уже об хардкорных симах на компе.
Может игра в целом и неплохая, но уж никак не достойна таких дифирамбов, коими щедро награждается на каждом углу.
(Комментариев 414): 09.02.2011 в 12:29 |
У МЕНЯ ТОЖЕ ЗАДНИЙ ХОД ТРИУГОЛЬНИК НО ПАРУ РАЗ ПОЛУЧИЛОСЬ БЕЗ НЕГО ЗДАТЬ НА ЗАД