Обзор Hades
16 августа 2021 в Lenta, PS4, PS5, videoreview, Обзоры, Обзоры PS5, Обзоры игр PS4
Как вы думаете, как отличить обычное-хорошее произведение от шедеврального? Не знаю как вы определяете шедевры, но для меня есть один очень важный показатель — это когда жанровая принадлежность теряет свой смысл и работа способна произвести впечатление на любого индивидуума вне зависимости от его взглядов и предпочтений. То есть, в таком случае любителю комедий может понравиться драма, а ценитель боевиков вдруг увлечено будет смотреть исторический фильм про любовь, и это все потому, что кино действительно хорошее и умеет притягивать к себе зрителя. То же самое касается и музыки, ведь когда песня хорошая, то почитатель рэпа заслушается гитарной балладой, а заядлый рокер невольно будет себе под нос напивать попсовую хитяру. Для любого проекта индустрии развлечений крайне важно достучаться до своего потребителя, но когда проект выходит за рамки своего жанра, ломает их и становится всеобщим достоянием, тогда это и есть наивысшая степень успешности.
Вот и игровая индустрия не так давно подкинула нам игрушку под названием Hades, которая сумела выйти за свои жанровые рамки и стать эталонным образцом в реализации элементов жанра roguelike. Давайте же немного поговорим про Hades и раскусим этот рогалик, настолько ли он сладок, как о нем говорят, и не слишком ли быстро им пресыщаешься.
Наверное многие знают, что Hades уже давно является признанным хитом и эта игра была одной из лучших в 2020-ом году. Однако поиграть в игру могли только ПК-геймеры и обладатели Nintendo Switch, а владельцы консолей PlayStation только этим летом получили возможность прикоснутся к проекту собственноручно. Поэтому в данном обзоре я предстану в качестве обывателя PlayStation, который знакомится с игрой впервые. К тому же, этот обзор я пишу от лица человека, который, мягко говоря, не очень любит жанр roguelike.
В целом любить жанр roguelike довольно сложно, поскольку в основном он был представлен в весьма нишевых играх, о которых многие игроки едва ли слышали. Даже самый знаменитый рогалик The Binding of Isaac изначально был дешевой флеш-игрой, а на консолях PlayStation сразу появился в качестве бесплатной раздачи подписчикам PS Plus.
Сам жанр имеет очень простую направленность, корни которой лежат в играх для аркадных автоматов. Суть жанра состоит в том, что игрок должен пройти через определенное количество процедурно генерируемых боевых арен, но пройти все арены нужно от начала и до конца целиком, без сохранений. Факт того, что после смерти необходимо начинать весь путь сначала, уже может отпугнуть типичного геймера, а к этому еще следует добавить, что обычно игры этого жанра весьма хардкорны и как правило в них нет сюжета. С такими мыслями многие консольные геймеры смотрят на игры в жанре roguelike, но в случае с Hades вам определенно стоит отбросить все эти стереотипы в сторону, ведь в этом рогалике реализованы нехарактерные для жанра элементы.
Первым делом важно сказать, что в Hades есть сюжет и в нем очень много различных нюансов и интересных персонажей. В основе сюжетного повествования лежит древнегреческая мифология, но если абстрагироваться от богов и мифов, то перед нами окажется трогательная история обычного подростка, который пытается разрешить сложную семейную ситуацию.
Нашего героя зовут Загрей и он является сыном того самого Аида, который заправляет мрачным подземным царством Тартар. Только вот царство это в игре представлено не как банальная огненная бездна и страшный ад, а скорее все походит на мрачный дом в центре неблагополучного района. Кое-каким богам повезло жить в красивых и радостных местах, но угрюмый Аид вынужден следить за порядком в подземном царстве мертвых, такова его участь.
По понятным причинам Загрей упорно пытается сбежать из Тартара, но строгий батя его не пускает, поэтому все усилия Загрея превращаются в бесконечную вереницу бессмысленных попыток побега. Ситуация осложняется еще и тем, что Загрей живет с неродной матерью, а его настоящая мама сбежала от царственного отца и скрывается где-то за пределами темной бездны. Узнав об этом, Загрей с еще большим рвением пытается совершить побег из ненавистного Тартара.
Интересно то, что после каждой попытки побега Загрей словно провинившийся школьник возвращается в свой привычный дом, где его ждет суровый батяня, в сотый раз готовый его вычитать, а также парнишку там ждет любимая трехглавая псина Цербер, всякие прислужники и множество других любопытных персонажей. Например, в доме Аида можно повстречать забавную служанку медузу по имени Дуза, которая как-то неровно дышит к молодому принцу. Еще со временем в этом доме появится странный певец Орфей, который утратил свою музу и больше не имеет желания исполнять свои хиты, что по моему мнению является отличной альтернативой для будущего сценического образа Моргернштерна.
Персонажей в игре действительно много и почти у всех них отлично прописаны характеры. Однако большой плюс во всем этом, что после каждого забега по аренам меняются диалоги с персонажами, благодаря чему создается ощущение будто это обычная сюжетная игра. Разработчики сумели создать иллюзию того, что ты не начинаешь постоянно все заново, а продолжаешь двигаться вперед, хотя по факту игра топчется на месте. Такой результат игра достигает за счет меняющихся диалогов и обширной системе прокачки героя.
Конечно дом Аида богат различными персонажами и диалогами, но в первую очередь он служит отправной точкой перед многочисленными забегами по боевым аренам. И тут я подхожу к чуть ли не главному достоинству игры, ведь Hades это не просто рогалик, а фактически полноценная RPG. Пробежав десяток арен вы обязательно столкнетесь с боссом, от которого неумолимо огребете увесистых тумаков, после чего, пройдя сквозь реку крови, вы вернетесь в дом Аида. При этом, после каждого провального забега, у вас остается множество предметов для прокачки и повышения характеристик.
После поражения в бою у вас остаются Кристалы тьмы для открытия и улучшения многочисленных перков, также вы собираете ключи, с помощью которых можно разблокировать новые виды оружия и открыть доступ к новым перкам. Кроме того, еще есть бутылочки с нектаром, которые можно дарить персонажам, а те в свою очередь будут дарить вам в ответ особые артефакты, их тоже можно прокачивать по ходу многочисленных забегов по аренам.
Наряду с этим в игре есть аж шесть уникальных разновидностей оружия: тут вам и стандартный меч, и лук для боя на дальней дистанции, и боевой щит, и копье, и бойцовские перчатки-близнецы, и даже есть аналог пулемета с ракетницей. У каждого оружия можно открывать особые атаки, но для этого необходимо заработать редкий ресурс кровь титана. Такая концепция приводит к тому, что вы отправляетесь в забеги по аренам не ради того, чтобы пройти игру до конца, а ради того, чтобы хорошенько прокачать своего героя. Таким образом игра дарит невероятное чувство прогрессии, чего, к слову, очень сильно нехватает другому нашумевшему рогалику Returnal.
Что касается арен, то они поделены на четыре мира и четыре схватки с боссами. Боевая система в игре достаточно динамичная и строится она на быстрых атаках и отскоках. В ходе каждого забега Загрей в рандомном порядке будет получать различные дары от знаменитых богов олимпа. Чем дальше вы зайдете в забеге, тем больше даров вы получите, но после проигрыша все дары обнуляются и, начиная свой путь сначала, необходимо будет делать сборку даров заново.
Что еще позитивно влияет на впечатление от боев, так это то, что благословенные дары богов эффектно отражаются в уникальном визуальном оформлении атак и отскоков. Так например, получив дар от Зевса атаки Загрея будут сверкать молниями, а дар Афродиты будет бить врагов сердечками. Со временем некоторые дары богов будут сплетаться в общую комбинацию, что не только прибавляет эффективности атакам, но и делает все сражения красивым зрелищем.
В самих аренах зачастую будут развилки с указаниями на то, что можно будет получить на следующем этапе. В связи с этим игроку придется принимать определенные решения: идти за даром от Ареса или от Посейдона, пойти за золотом или за ключом для прокачки, зайти к продавцу Харону или пойти за сердечком и повысить шкалу здоровья, и такие решения нужно будет принимать постоянно. Если учесть все факторы игры сразу, приходит понимание, что геймплейно Hades представляет собой долгоиграющую завлекалку, где при каждом новом заходе по лабиринтам Тартара вы будете собирать уникальные билды божественных даров, прогрессировать в прокачке и находить свою собственную стратегию к успеху. Все это следует помножить на целых шесть разновидностей оружия и завернуть в весьма динамичную боевую систему с различными эффектными визуальными элементами.
Технически игра работает на отлично и в ней вообще нет багов, и нет никаких тормозов, даже при полнейшей вакханалии на экране, когда происходят битвы с невероятным количеством врагов и эффектов. Еще стоит отметить превосходное музыкальное сопровождение, сочетающее в себе древнегреческие мотивы с мощными гитарными рифами. Есть в игре и душевные вокальные работы, так что вашим ушам точно будет приятно.
Пожалуй, стоит сказать и о минусах игры, их конечно не много, но они есть. В первую очередь разочаровывает совсем скудное количество арен-комнат, а ведь игра совсем не маленькая и на полное ее прохождение со всей обширной прокачкой уходит порядка 20 часов и за это время вам постоянно будут попадаться одни и те же арены, в этом плане от игры хотелось бы получить больше разнообразия. То же самое можно сказать и про боссов, хоть в некоторых моментах битвы с ними немного изменяются, но опять же, на определенном этапе прохождения игры схватки с боссами сильно приедаются и начинают немного раздрожать. На мой взгляд, чтобы победить последнего босса и увидеть красивый финал истории, нужно потратить слишком много времени и усилий, а поскольку контента в игре малость нехватает, то последние часы прохождения могут показаться несколько утомительными. Впрочем, разработчики предусмотрели для Hades щадящий режим сложности, который в ходе забегов будет давать еще больше прогрессии, а значит проскочить игру можно будет гораздо быстрее, чем на стандартном уровне сложности.
В конце своего обзора я хочу еще раз заострить внимание на том, что писал я его отталкиваясь от предположительной реакции игрока, который в целом не любит жанр roguelike. По моему мнению Hades совсем капельку не дотянула до того, чтобы я смог смело порекомендовать игру абсолютно каждому, но вместе с тем, этот проект находится где-то на границе между очень хорошим произведением и настоящим шедевром на века. Поэтому советую вам внимательно почитать данную статью и решить лично для себя, заставит ли вас увлекательный геймплей и вовлекающее ощущение прогрессии закрыть глаза многочисленные забеги по повторяющимся аренам; нравится ли вам такая подача сюжета и готовы ли вы тратить время на рандомную сборку апгрейдов.
Если же закрыть субъективность на замок и открыть дверь для объективности, то Hades является одним из лучших представителей жанра roguelike в истории игровой индустрии. Это именно тот рогалик, который точно заслуживает, чтобы на него обратили внимание. Ну а если данный жанр вам нравится, тогда игра без доли сомнений обязательна к приобретению, а к итоговой оценке можете прибавить как минимум пол балла.
ОЦЕНКА – 9.0
Достоинства:
– Внутри рогалика спрятан сюжет, интересные персонажи и постоянно меняющиеся диалоги
– После поражений сохраняется множество элементов для прокачки, по ходу забегов отлично ощущается прогрессия
– Динамичная и увлекательная боевая система
– Обилие рандомно выпадающих даров богов олимпа в сочетании с шестью видами оружия представляют обширный ряд уникальных билдов для прохождения
– Игра не тормозит и отлично работает
– Хорошее музыкальное сопровождение и красивые песни
– Предусмотрен легкий режим для тех, кто не хочет тратить на игру много времени
Недостатки:
– Мало арен и боссов, со временем одни те же комнаты и боссы надоедают